Волхонка - театр очень маленький. 4 ряда, 40 мест, винтовая лестница к буфету, часть костюмов к конкретному спектаклю весит прямо тут, напротив гардероба.
У меня не было об этом театре особых воспоминаний - видела лишь несколько детских спектаклей, в начальной школе пару лет встречали там новый год. Но этот приход не встал в общий ряд. Разрыв в несколько лет, смена мест, смена поведений и отношений сыграли свою роль, и два театральных периода стали разными эпохами, эпохами жизни разного человека.
Впервые осознала для себя, что камерность театра делает его чудеснее в сто раз. На сцене курят - запахи чувствуешь и ты. Быстро становится плохо с непривычки, но все понимаешь. Напускают обычный для театров дым, он подбирается к самым глазам - хоть разгоняй, заполоняет весь зал от закутков сцены до последнего ряда. Чувствуешь себя не частью действа, но живым наблюдателем настоящей сцены. Все действительно происходит у тебя на глазах, и страшно - война, пистолеты, безумие и паника, жажда жизни вопреки всему. А ты беззащитен и совсем один.
По пути домой я думала, чобы мне хотелось сказать про спектакль, но не нашла, даже не почувствовала необходимости искать слова. Вместо этого в голове возникло небольшое разделение постановок. Не по тому, что лучше, а что хуже - в каждой категории есть как достойные представители, так и не очень.
Первую хотелось назвать спектакли-ощущения, но позже станет понятным - не лучшее определение. В их основе - чистая фантазия, не существует системы. Не системы-ограничения, а системы-повода разворачиваться. Для удобства понимания - жизнь человека попадает в систему, заложеную законом и эволюцией, естественным развитием. Но это не значит, что человеку не быть исключительным. В блоге мы писали о следующих спектаклях этой категории: Шепот стен, Still Current, Maruczella, Хронотоп, Грамматика одного движения. Даже "Мертвые души" я бы отнесла сюда, потому что система вроде и есть, но спектакль вырывается из нее, формируется не внутри, а как бы на постаменте, на базе системы.
Вторая - "Дни Турбиных", "Сон в летнюю ночь". Разница в том, что первые отражаются вспышками, щелчками мыслей и после хочется понять, собрать всполохи сознания в единую картину. Вторые более четкие по восприятию, но поэтому о них и не надо говорить - чтобы не испортить. В данном случае лучше никак, чем просто. Так они становятся даже большим ощущением, чем первые.
Песни же в начале записи - одна лейтмотив спектакля, другая ассоциация. Они могут передать часть моего впечатления, но лишь малую, на самом деле. Поэтому дослушайте.