суббота, 16 апреля 2016 г.

ЗФШ

В СУНЦе проходят традиционные школы для обучающихся разных профилей - гуманитарные, математические, физические. Фишка - в погружении в свои предметы с внепрограммными лекциями. Обычно они выездные и позволяют еще тусовки, свежий воздух и загородные сугробы, но в этом году конкретно по гуманитарной части произошел ряд изменений. О них-то я сегодня и расскажу.
В прошлом году я пропустила зимнюю гуманитарную школу,  но одноклассники рассказывали, что там было многовато истории и обществознания, поэтому литературноориентированным некуда было приткнуться. В настоящем сезоне филологи сразу взяли дело в свои руки и организовали именно зимнюю филологическую школу. Это, признаюсь, в итоге показалось мне вариантом может даже лучшим, чем традиционный.
Итак, что же получилось в этом году? Во многом школа ориентировалась и на лингвистику, но в целом всего вышло понемногу. Я знаю, что программу пришлось менять в последний момент и что большим разочарованием лично для меня стал финальный сдвиг расписания. Чтобы проблема была понятнее - поясню структуру, по которой мы занимались в этот раз. Сначала в актовом зале все участники школы прослушали две лекции, потом посетили два из трех мастер-классов и поле официального закрытия могли, но не обязаны были пойти на дополнительный мастер-класс. Дело в том, что он был посвящен олимпиадному русскому и должен был идти параллельно с олимпиадной литературой, которую позже внесли в часть "два из трех на выбор". Соответственно, получилось посетить меньше, чем хотелось. Впрочем, я не жалею о своем выборе, так что и возмущаться смысла не вижу.
Трансформация чтения в современной культуре (Гудова М.Ю.)
 Лекция многим показалась скучной, но мне думается, была довольно полезной. Проблема в том, что какие-то явления представляются очевидными, но если бы любого из нас спросили, почему так или иначе, как сложилось то или иное мнение, которые нам озвучивают изо дня в день или что-то подобное, мы не смогли бы ответить. В итоге да, ты действительно можешь едва ли вынести какие-то знания по теме, но совершенно точно обретаешь понимание темы и ее фундамента. Что строить на нем - личное дело. Но знать, что и, собственно, почему вокруг тебя происходит в повседневной жизни, очень важно.
Также мы поговорили о классификациях чтения, его атрибутах, о чтении как социокультурной системе. Опять же - многие факты подобного рода витают в воздухе, но ловить и формулировать их мы обычно не считаем нужными, а информация эта так или иначе пригождается. В общем, посмотрев на реакции остальных слушателей, я решила придерживаться миролюбивой политики и во всем искать хорошие стороны - под этим девизом для меня и прошла ЗФШ-2016.
"В Болгарии русский солдат...": литература на идеологическом фронте (Гудов В.А.)
Данная лекция оказалась полна поводов для размышления - больше у меня получилось не конспектов, а заметок о том, что стоит дополнительно посмотреть, разработки каких тем поискать или, быть может, выполнить самостоятельно. Конечно, на таком мероприятии сложно охватить все, и получать по его итогам очень конкретные направления деятельности всегда приятно.
Наверное, тогда я впервые поймала себя на использовании новых методов анализа - на пристальном взгляде на ораторские стратегии. Теперь наблюдения за способностью людей проявить себя или реализовать конкретную мысль в речи стали неотъемлемой частью моей жизни. Причем, кстати, и неконтролируемой. Так вот, в данном случае я приняла способ подачи материала на заметку как вполне удачный и выигрышный, увидела очень простой пример стратегии, которую мне всегда рекомендовали использовать.
Но вот сам материал меня несколько удивил. Мне не хватило примеров, потому что на одном элементе сложно построить систему, а она именно так и была подана. Верю, что уж декан филфака прекрасно понимает, что делает, но интересный, на самом деле, материал вызвал сомнения. Поэтому понимаю как тех, кто обрадовался его лекции и запомнил ее, так и тех, кто остался разочарован.
Как научить мозг учиться? (Харлов И.Е.)
Опять же - было много фактов, о которых подозреваешь, но все равно ничего не меняешь в образе своей жизни. Слышать их так близко и от преподавателя, которого видишь столь часто, оказалось даже не хорошей мотивацией, а пинком. И да, я действительно стараюсь сейчас в той или иной степени следовать полученным советам.
А еще тут мне понравилось выполнять задания - сначала запоминать выражения по зрительному образу, а потом слова, подкрепленные личной системой ассоциаций. Тут я сосредоточилась не на выводах о состоянии своей памяти (в первом она оказалась средней, во втором - отличной), а на том, какие методы запоминания получаются для меня более действенными. Открытие в том, что я никогда особо не запоминала по системе ассоциаций, задействующей различные органы чувств, а это отлично работает. Интересно.
Интерпретация художественного текста зарубежного романа средствами кино (Ессяк Е.С.)
Сразу оговорюсь - тут было не столько о романах, сколько о вообще любом тексте, но это не сделало лекцию менее интересной. Наоборот - я бы сказала, она показалась мне наиболее целостной и занимательной. Насколько я поняла, у барышни отдельный курс в УрФУ вокруг сочетания литературы и кино - я бы даже послушала. Но пока довольствуемся малым.
Успели разобрать мы следующее: чего требуют кинотекст и литературный текст и к каким сдвигам в понимании это приводит, как варьируются экранизации, насколько кино должно быть или может быть близко к книге. Все это - под щедрую россыпь полезной англо-русской терминологии и забавных примеров. Вот уж действительно не хотелось уходить!
После этого для меня ЗФШ закончилась. Это был первый опыт, получился он хорошо. Даже выдали пафосный сертификат участника - говорят, такие бумажки могут скоро стать полезными. В целом, я даже рада, что получился не выезд, хотя жалею немного об отброшенном втором дне. Но тут уж ничего было не поделать.
Кстати, историки тоже захотели компенсировать себе пропавшую школу, поэтому вскоре нас ждала весенняя социально-гуманитарная. Хотя это совсем иная история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий