среда, 6 июля 2016 г.

Поэты и история

В этом году, пожалуй, мы с Полей обрели один из интереснейших и важнейших опытов - опыт работы в театре. В какой-то степени у нас было небольшое театральное прошлое, которое однако тоже не опишешь в пару строк, но удивительно, как быстро и легко забываются вещи, особенно, если перестаешь думать о них хотя бы на время. Не буду отвлекаться, перейду непосредственно к теме.
В этом году вместе с новым учителем литературы у нас в лицее появился и литературный театр. Одно мини-выступление вы, возможно, уже видели здесь раньше, но в центре внимания в этом сезоне был спектакль "Серебряный век. Поэты и история"
Я искренне жалею, что так поздно попала в театр. Это получилось практически случайно, хотя изначально я и собиралась прийти сама. Может, из-за этого мое мнение о постановке и о рабочем процессе не сложилось в полноценную картинку, однако я о многом могу судить по последнему месяцу (или даже чуть больше?) репетиций. И пусть я не знаю, как началась эта история, я могла видеть, как она обрела смысл и выстроилась в изящную, интересную, четкую картину.
К моменту, когда я стала (не всегда намеренно) появляться на репетициях, была уже налажена режиссерская работа: всегда уместные и разнообразные комментарии трех режиссеров, двое из которых сами были участниками постановки, принимались и интерпретировались актерами не всегда прямо, но всегда наилучшим образом. Это получалось так легко и без усилий, но, наблюдая за изменениями, нельзя было не заметить, как все большим разнообразием красок играл спектакль.
Сложно сказать, представлял ли хоть кто-нибудь, к чему мы придем в конце, на что это будет похоже. Столько деталей появились случайно, из-за ошибок, подсказок, усталого сидения на сцене, брошенных в нужное время шуток и порой дико-неуместных экспериментов. И это удивительно, понимать, что сценарий состоит только лишь из поставленных в нужном порядке стихов, а все остальное - чистый полет фантазии.
На очередной репетиции приходили новые идеи, некоторые старые отсеивались памятью или переставали казаться удачными, поставленные чуть ранее сцены смотрели другие люди, и у них тоже появлялись замечания и предложения. В общем, не описать словами того прекрасного взаимодействия с полной отдачей делу, которое происходило каждую неделю в нашем зале. Это было... захватывающе и, пожалуй, еще и очень весело. Хочется сказать Спасибо! прекрасным и свободным от творческих ограничений людям, которые не побоялись этих рисков и шагов буквально на ощупь, которые так глубоко чувствовали свои роли и себя в них, которые всегда знали, что делать :)
***
Почему-то не кажется удивительным и грустным, что на премьеру собралось не так уж много зрителей. Как сказал нам потом один из учителей, иногда узкому кругу удается увидеть что-то действительно достойное, пока большинство смотрит на простые и мало значащие вещи.
Мне очень понравилось то, как мягко постановка "вошла" в поток лицейской суеты. Все началось с большого объявления на зеркале в холле. Четко и по существу, без излишеств, но все равно заманчиво. "Двадцать два поэта. Две революции. Одна мировая война. Одна гражданская война," - наверное, если бы мы печатали программки, там бы хватило одних этих слов.
На протяжении следующих нескольких дней объявление постепенно "обрастало" фотографиями поэтов, чьи стихи использовались в постановке. Это не было задумано специально, просто как-то не получилось повесить все фото за раз, однако, я думаю, отразило суть истории, то, как появляется что-то новое, оттесняя старое, но основываясь на нем, и то, как самое достойное, трогательное и важное останется жить вечно.
***
Сам спектакль не был волнительным.
Ладно, сейчас я вру.
Волнение было, особенно, когда надо было помочь с декорациями или костюмами и, конечно, самой выйти на сцену, ведь этот жанр очень далек от всего того, что мне приходилось пробовать и делать раньше. Но по большей части меня преследовало ощущение радостной дрожи.
То, как организовано наше "закулисье", не позволяет шума, радости и смеха, но я помню, как мы все замирали на свои самые любимые стихи, повторяли что-то одними губами вслед за читающими, как аплодировали вместе с залом, как подавали друг другу пальто и шляпы, как говорили, ни к кому толком не обращаясь, "Я просто обожаю этот момент!"
Знаете, сидя там, я ничего не помнила о своей жизни, хотя позади был насыщенный и эмоциональный день, и не смогла бы сказать, кто я и чем занимаюсь повседневно. Даже я, не будучи частью театра во время его первых, еще, наверное, достаточно робких шагов, теперь чувствовала, как это премьера затмевает для меня все! Боюсь представить, как чувствовали себя режиссеры и главный постановщик - учитель литературы Светлана Валерьевна Бабушкина, а также все те, кто на протяжении учебного года отдавал себя нашему общему делу - большинство актеров.
Потом был общий финальный выход. Мы стояли на сцене, слушая предпоследний стих, и я смотрела на лица напротив. Не помню, о чем думала, но, пожалуй, я была действительно рада находиться там, с ними, быть частью этого эксперимента. Дальше аплодисменты, и суета с костюмами-реквизитом, и звучащие отовсюду комментарии, благодарности, поздравления, и многочисленные объятия... Знаете, плевать, что так мало людей видели наш триумф! Плевать, что так много людей не нашли в своей жизни полутора часов, чтобы оказаться там и подумать, и почувствовать то, что чувствовали мы. Такие любовь, единение, вера в себя и других - очень редкие вещи, и они стоят всего на свете, и их очень хочется продлить, но...
***
На этом я, пожалуй, заканчиваю глубокое погружение в собственные воспоминания и ощущения, а вас чуть ниже ждет видеозапись со спектакля, на которой, к сожалению, так сильно видны недостатки света и сцены, но, с другой стороны, разве это важно?
Перед тем, как попрощаться на сегодня, добавлю, что за разговорами после спектакля мы решили обязательно повторить его в сентябре, а позже нас еще и пригласили... Нет! Молчу, пока это не произойдет)
В общем, теперь, снова думая о нашей премьере, снова переживая все это, я действительно жду не дождусь осени, а вместе с ней и нового театрального сезона, для постановок в котором уже намечаются сценарии. Это и правда кажется очень важным для меня, несмотря на всякое ЕГЭ и прочие сложности, которые нас ждут в наступающем учебном году.
Наслаждайтесь жизнью и всегда ищите в ней повод для этого! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий