Как и обещала, расскажу и об этой ленте тоже - по-своему неожиданной и необычной во всем многообразии современного кинематографа. Очевидно, она о революции, но, как сказала барышня, составлявшая мне компанию и увлеченная по не могу историей, не характеризует какую-то сторону резко отрицательно, а какую-то резко положительно. Стороны, собственно - большевики и представители малых северных народов. Идея - в ассимиляции первыми вторых. Все, казалось бы, довольно просто.
Первые несколько частей фильма знакомят с героями. Я, правда, понимаю, что мне не хватило одного раза, чтобы уложить все в голове, но несколько мыслей удалось ухватить. Во-первых, большевиков представляют объемные люди со своими страхами, желаниями, семьями, которые не хочется оставлять за спиной, но приходится это сделать. И поэтому, наверное, ближе к концу этого набора частей возникает ситуация, когда все собираются вместе - и по-дружески, и по-семейному - представляя собой, быть может даже, общину, подобную той, какую увидят на Севере.И плывут по реке, когда ты условно доверяешь себя милости природы и мироздания. Во-вторых, только один герой отказывается, чтобы быть не солдатом, а художником и творцом. Его судьба разворачивается совсем иначе.
Дальше - сама не сужу, но сказали - спорный с точки зрения исторической правды эпизод: могли бы большевики уделять внимание каждому отдельному северному человеку? Наверняка знать нельзя, но идея выглядит странной. Тем не менее, это позволяет установить хотя бы иллюзию связи между теми и другими, на секунду даже убеждая, что ассимиляция произойдет.
Надо сказать, эта часть фильма показалась мне значительно сильнее за счет точных, как крючки, закидываемые в душу рукой профессионального рыбака, фраз. Богиня не любит женщин, так пусть убьет. И пытается ведь. Другое дело, что уже сам ее народ берется за лечение и, конечно, справляется. Тут, кстати, совершенно дивный эпизод: наносит бабушка кровь на предметы поклонения, а тут же рядом и на статуэтку вождя, Ленина. Такое вот смешение культов и традиций.
Болезнь становится поворотным моментом. После - решительный и немного самодовольный общий сбор. Обещание, громкое и по-простому болезненное: "Воздушный шар достроен, и завтра мы с вами поднимемся в небо, чтобы увидеть: там нет никаких богов". Честно говоря, хорошо, что после этого никто ничего особо не говорит, потому что внутри себя не знаешь, как реагировать, ведь заявление как под дых ударяет.
Дальше, по совету богов, большевики убиты в той же избушке. В следующем кадре - подобие карательного отряда перебивает племя, а детей отправляет в город. И единственный, кто отказался принимать участие в этом задании, выступающий в главной роли, выпускает пулю в голову, сидя в том самом воздушном шаре. Шаре, который так никуда и не полетел. Не доказал, что богов нет, не привел в светлое будущее, но и не защитил никого - обе стороны понесли потери.
Завершается фильм и вовсе странной сценой. Первая девочка, рожденная в общине при поддержке представителей СССР, ныне уже старая бабушка, идет по городской современной квартире и поет что-то. К сожалению, забыла слова после сеанса и не нашла полный текст, но кажется там было о том, что пока можешь жить, дышать и ходить, будешь это делать. Тут совсем сбиваешься с толку и решаешь пересмотреть, потому что о чем это? О реальных событиях? О сохранении собственного пути? О просто жизни вне этих конфликтов и принадлежности чему-то? О высшей ценности жизни, познаваемой в смерти? Фильм, как и положено хорошему интеллектуальному произведению, оставляет больше вопросов, чем дает ответов.
Я бы сказала, сильнейшее воздействие - от бессознательного сознания, от той традиции, которая взывает к тебе самому, делая тебя частью композиции. С одной стороны, фильм снят в Екатеринбурге частично, и видишь в нем места и объекты, знакомые с детства. А еще там снимается Олег Ягодин, и узнаешь его по "Коляде" и "Кураре", которые вроде как занимают не последнее место в жизни и всегда оказываются неумолимо близко. С другой - общинное восприятие мира, взывающее к тому дикому и неподвластному, что заложено в каждом из нас на уровне инстинкта. Смотришь - везут едва ли живого шамана, тащат на привязи к саням, а в раскрытых глазах - все то, чего не улавливаешь физически, но знаешь, держишь в подсознании...
В общем, кино хорошее, мощное и сложное. Не на один раз, потому что его просто не удержать в голове. То же, что я сказала бы и о всех тех, из предыдущего блока. Кино, стоящее не просто внимания, но создания собственной истории в жизни каждого зрителя. Наверное, таков мой вердикт.
Первые несколько частей фильма знакомят с героями. Я, правда, понимаю, что мне не хватило одного раза, чтобы уложить все в голове, но несколько мыслей удалось ухватить. Во-первых, большевиков представляют объемные люди со своими страхами, желаниями, семьями, которые не хочется оставлять за спиной, но приходится это сделать. И поэтому, наверное, ближе к концу этого набора частей возникает ситуация, когда все собираются вместе - и по-дружески, и по-семейному - представляя собой, быть может даже, общину, подобную той, какую увидят на Севере.И плывут по реке, когда ты условно доверяешь себя милости природы и мироздания. Во-вторых, только один герой отказывается, чтобы быть не солдатом, а художником и творцом. Его судьба разворачивается совсем иначе.
Дальше - сама не сужу, но сказали - спорный с точки зрения исторической правды эпизод: могли бы большевики уделять внимание каждому отдельному северному человеку? Наверняка знать нельзя, но идея выглядит странной. Тем не менее, это позволяет установить хотя бы иллюзию связи между теми и другими, на секунду даже убеждая, что ассимиляция произойдет.
Надо сказать, эта часть фильма показалась мне значительно сильнее за счет точных, как крючки, закидываемые в душу рукой профессионального рыбака, фраз. Богиня не любит женщин, так пусть убьет. И пытается ведь. Другое дело, что уже сам ее народ берется за лечение и, конечно, справляется. Тут, кстати, совершенно дивный эпизод: наносит бабушка кровь на предметы поклонения, а тут же рядом и на статуэтку вождя, Ленина. Такое вот смешение культов и традиций.
Болезнь становится поворотным моментом. После - решительный и немного самодовольный общий сбор. Обещание, громкое и по-простому болезненное: "Воздушный шар достроен, и завтра мы с вами поднимемся в небо, чтобы увидеть: там нет никаких богов". Честно говоря, хорошо, что после этого никто ничего особо не говорит, потому что внутри себя не знаешь, как реагировать, ведь заявление как под дых ударяет.
Дальше, по совету богов, большевики убиты в той же избушке. В следующем кадре - подобие карательного отряда перебивает племя, а детей отправляет в город. И единственный, кто отказался принимать участие в этом задании, выступающий в главной роли, выпускает пулю в голову, сидя в том самом воздушном шаре. Шаре, который так никуда и не полетел. Не доказал, что богов нет, не привел в светлое будущее, но и не защитил никого - обе стороны понесли потери.
Завершается фильм и вовсе странной сценой. Первая девочка, рожденная в общине при поддержке представителей СССР, ныне уже старая бабушка, идет по городской современной квартире и поет что-то. К сожалению, забыла слова после сеанса и не нашла полный текст, но кажется там было о том, что пока можешь жить, дышать и ходить, будешь это делать. Тут совсем сбиваешься с толку и решаешь пересмотреть, потому что о чем это? О реальных событиях? О сохранении собственного пути? О просто жизни вне этих конфликтов и принадлежности чему-то? О высшей ценности жизни, познаваемой в смерти? Фильм, как и положено хорошему интеллектуальному произведению, оставляет больше вопросов, чем дает ответов.
Я бы сказала, сильнейшее воздействие - от бессознательного сознания, от той традиции, которая взывает к тебе самому, делая тебя частью композиции. С одной стороны, фильм снят в Екатеринбурге частично, и видишь в нем места и объекты, знакомые с детства. А еще там снимается Олег Ягодин, и узнаешь его по "Коляде" и "Кураре", которые вроде как занимают не последнее место в жизни и всегда оказываются неумолимо близко. С другой - общинное восприятие мира, взывающее к тому дикому и неподвластному, что заложено в каждом из нас на уровне инстинкта. Смотришь - везут едва ли живого шамана, тащат на привязи к саням, а в раскрытых глазах - все то, чего не улавливаешь физически, но знаешь, держишь в подсознании...
В общем, кино хорошее, мощное и сложное. Не на один раз, потому что его просто не удержать в голове. То же, что я сказала бы и о всех тех, из предыдущего блока. Кино, стоящее не просто внимания, но создания собственной истории в жизни каждого зрителя. Наверное, таков мой вердикт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий