Свою прогулку двадцать первого июля мы начали с осмотра Кафедрального собора - из всех, где мы были, это единственный, где посетителей просили закрыть колени и плечи. Соборы мы посещали во всех городах, но этот, в отличие от других, небольшой, и в его оформлении нет этого обилия мелких деталей: все четко и по существу; маленький внутренний дворик с фонтанчиками святой воды и "модельными" гусями, зелень, высокие своды - просто и изящно, без лишних слов.
От того и атмосфера какая-то совершенно другая: тишину ощущаешь, спокойствие и какое-то глубокое понимания жизни, а, может, даже и мудрость?
После Кафедрального собора мы пошли на рынок Св. Катерины, его легко узнать по цветной изогнутой волнами крыше: очень уж хотелось посмотреть, тем более, что путь к нему от собора всего-то пару шагов.
Однако, сложно писать и говорить о третьем-четвертом рынке, после первого и второго. Впечатления угасают и вид становится привычным, даже повседневным. Ты смотришь уже не на аккуратные "пирамиды" из манго, персиков или помидоров, не на яркие цвета, слушаешь не столько болтовню посетителей и продавцов... даже пробуешь не все в охотку и покупаешь не все необычное и интересное. Внимание концентрируется теперь на других вещах: ценах, желании купить что-то конкретное, а не все, что красивого, нового увидел.
Появление привычки, очевидно, убивает романтику, но, к сожалению, оно неизбежно...
Кстати, о ценах. Можно сказать, что именно в Барселоне мясо и сыр покупать куда более выгодно, чем фрукты. Среди прочего мы нашли хороший хамон и дор блю по цене всего 10 евро за килограмм :)
Итак, случайно накупив сыра, хамона и всякой фруктовой экзотики, мы поняли, что зайти домой все-таки придется, но после этого сразу двинулись к новым приключениям - во Дворец Каталонской Музыки.
Пожалуй, это место я тоже отнесу к рекомендованным к посещению: его внутренняя и внешняя красота необъяснимы и неописуемы. Построивший его Доменик-и-Монтанер легко и беззаботно соединил старые техники с новаторскими идеями, расширил пространство и наполнил его волшебным светом. В витражах главного зала нашли отражение некоторые очень красивые Каталонские традиции, а в скульптуре - образы из легенд и из жизни самого Дворца. Но я, честно, не верю, что красота воспринимается лучше, если ее разделить на части, поэтому не хочу дробить впечатление от посещения Дворца по техникам, истории или другим параметрам.
Конечно, на следующий день мы не удержались и пришли сюда снова, на этот раз за билетами на концерт, но об этом позже, а пока...
После Дворца музыки мы немного побродили по улицам. На площади Каталонии у специальной стойки купили билет на Barcelona City Tour на два последующих дня. Стоит сказать, что это достаточно удобный способ знакомства с городом, особенно, если речь идет о большом городе вроде Барселоны. Экскурсия там, конечно, не такая подробная, как могла бы быть, но какая-то основная информация есть. Огромный плюс в том, что, во-первых, можно быстро попасть в далекие от центра достопримечательности, во-вторых, познакомиться вкратце с тем, что, возможно, и не привлекло внимания поначалу, или с какими-то не очень значимыми вещами, до которых вы просто поленились добираться. А минус, объяснимый, конечно, в том, что автобусы двух линий идут по заданному маршруту, но всегда только в одну сторону.
Есть и другая фирма, занимающаяся подобным развлечением туристов, но особой разницы в маршрутах, как и в ценах нет, и популярность одинаковая. Однако, лучше разобраться на месте, задать все интересующие вопросы и выбрать подходящее для себя.
А завтра с самого утра мы бодро сели на зеленую (восточную) линию автобуса и поехали, поехали мимо порта, мимо пляжей, мимо Саграды Фамилии к парку Гуэль. Сразу скажу, что в целом он нас несколько разочаровал: мы ожидали больше построек и, наверное, большую территорию, думали, что проведем в парке полдня и устанем за это время, но не успели и моргнуть, как вот уже обошли всё.
Но с другой стороны парк и обрадовал обилием птичек, экзотических и не очень. Не сразу распознаешь, откуда раздается их пение, но зато, если заметишь, то сможешь подойти достаточно близко и разглядеть этих красавцев, они совершенно не боятся людей и спокойно занимаются своими делами.
Итак, все постройки на территории парка входят в платную зону, куда посетителей запускают по времени, остальное пространство можно посетить просто так, но, скорее, с целью простой прогулки. Здесь можно побродить под пальмами и руинами аркады, посмотреть на птичек, подышать свежим воздухом, понаблюдать за весьма потешными побегами торговцев от полиции и потолкаться в толпе народа. В бесплатной части также расположен домик Гауди, в который надо покупать отдельный билет, однако, его экспозиция достаточно узкая и не рассказывает ничего нового или неизвестного о жизни архитектора (ничего такого, что вы могли бы не знать, придя сюда после знакомства с другими его шедеврами).
Но вот пробил час, и вы становитесь частью очереди в сердце парка. Его обход можно начинать с любой стороны, но основная масса народа направляется в сторону портика прачки и дальше вниз к главному входу в парк, откуда можно наблюдать прямо таки открыточный вид на лестницу. У самого входа расположены служебный павильон и домик привратника, в первом устроена сувенирная лавка, а во второй можно подняться, изучить вид изнутри, а также с разных этажей посмотреть на парк. Это один из примеров скромных и практичных, но не без определенной красоты жилищ, построенных Гауди; и пусть очередь в него вас не пугает: просто внутри так мало места, что находиться одновременно может всего около пятнадцати человек.
Углубляться по тропинкам в парк с этой точки неудобно, поэтому дальнейший путь ведет нас вверх по лестнице, которая в летние месяцы просто переполнена людьми, фотографирующимися то тут, то там и выстраиваются в импровизированную очередь к знаменитому фонтану-ящеру. И, если честно, старые черно-белые фото еще пустовавшего парка восхищают и радуют больше, чем красочно и в живую смотреть на эти толпы. Зато как приятно подняться в тень зала ста колонн: там тихо и прохладно, а, главное, люди прям пробегают мимо, не затормаживая ни на секунду. Что для меня странно, потому что игра света и тени, длинные ряды колонн, чередующихся как орнамент в калейдоскопе и загадочные фигуры на потолке - все это очаровывает и несколько расслабляет.
После зала мы направились в так называемый Австрийский сад, зону слева от лестницы, если смотреть на нее сверху. На этом небольшом пространстве с 1926-го года выращивались лечебные травы, ну а изначально оно, как и большая часть парка, должно было быть разделено на участки под дома.
Над залом ста колонн - центральная терраса, куда мы и пошли дальше.
Признаюсь, что в Испании не только познакомилась, но и начала искренне восхищаться техникой "ломанной" мозаики (тренкадис), которую активно использовал в своих работах Гауди, а также и многие другие архитекторы. Но именно здесь, в парке Гуэль, я нашла самое лучшее (пока) ее воплощение - так называемую, бесконечную скамейку на этой самой центральной террасе. В ней по-настоящему удивительно и непредсказуемо сплетаются воедино узоры, орнаменты, цвета. Где-то полностью собран рисунок одной плитки, где-то рядом расположились просто оооочень далекие друг от друга кусочки, но все вместе дружно поблескивают в лучах солнца и ослепляют яркостью цвета и вдохновляют дикостью сочетаний: можно легко угадывать фигуры животных, людей, построек в этих абстрактных фигурах, а это, однако, завлекает.
В общем, на том платная зона заканчивается, но можно прогуляться еще в парке, мы взобрались наверх к Белому дому и посмотрели на город с еще более высокой точки, а потом отправились на автобус. Кстати о Гауди, в Екатеринбурге мы нашли небольшой домик построенный в его стиле и чем-то даже похожий на дом Бальо. Ну, это так, на заметку :)
Итак, сев на автобус, мы поехали обратно к Кафедральному собору. Сейчас я не то, чтобы жалею, но иногда начинаю думать, что могло бы быть интересно посетить монастырь Тибидабо, но тогда мы единогласно решили не ездить туда. У Кафедрала мы вышли и быстренько сбегали во Дворец Музыки за билетами на концерт гитарного трио, а потом искали музей шоколада, который ухитрился так и не попасть нам на глаза. Ну что ж, нет так нет, решили мы и около триумфальной арки сели на автобус оранжевой (западной) линии. Целью было объехать всю вторую половину города и послушать экскурсию по ней, найти что-то интересное, что можно было бы вписать в план на следующий день.
Собственно, вместе с окончанием круга на оранжевом автобусе завершилась и наша прогулка в этот день.
Четверг начался для нас с моря, а потом, накупавшись вдоволь и зайдя домой, чтобы переодеться и подкрепиться, мы отправились к площади Колумба, чтобы снова сесть на западный автобус, но теперь уже действовать по четко составленному плану.
Первым делом мы вышли на смотровой площадке Мирамар, с разных сторон которой открываются виды Барселоны, ее порта, можно даже рассмотреть, пусть и не во всей красе, монастырь Тибидабо, а также поискать и другие известные достопримечательности или понаблюдать за движением фуникулера практически у тебя под ногами (что может звучать непонятно, если не увидишь сам).
После чего еще через три остановки - Музея Национального Искусства Каталонии (MNAC). Говорят, что само здание очень красиво, и есть смысл обойти его со всех сторон, но мы не нашли ничего интересного. С площадки перед музеем открывается вид на площадь Испании, но здесь, в Барселоне, она далеко не так хороша и интересна, как, например, в Севилье. Может, самое примечательное в этой площади то, что она является пересечением главных транспортных артерий города, но нам-то до того никакого дела нет :)
Но вот еще через остановку располагалась одна из главных целей этой нашей прогулки - Испанская деревня. Отзывы о ней в интернете весьма неоднозначные: одни говорят, что дух захватывает смотреть за работой мастеров-ремесленников, другие - что скучное зрелище скромных домиков их не воодушевляет. Я не отнесу свое мнение ни к той, ни к другой группе, потому что, хотя посмотреть было почти не на кого, деревня оставила очень приятное впечатление.
Что меня удивило в Испанской деревне, так это история ее рождения, похожая на историю постройки Эйфелевой башни. Всемирная выставка, Барселона, 1929, больше ста гектаров новых построек, среди них и деревня, которую планируют снести сразу, как выставка закроется. Но, что не понятно мне, Эйфелеву башню тоже хотели снести, но не сделали этого, так ведь на нее и сил ушло, наверняка, гораздо меньше: не надо было ездить около года по стране вчетвером, выискивать эти традиционные постройки разных веков, подбирать их так, чтобы получилась не просто куча зданий, а настоящая деревня с церковью, характерными улочками и всем прочим. Хотя, конечно, что я могу об этом знать и как могу судить?.. Вернемся же к самой деревне.
Сразу на входе вы получаете карту, по которой вначале кажется, что территория музея (если его можно так назвать) достаточно обширна, но очень скоро становится понятно, что обойти ее можно часа за два-три, не забывая при этом иногда останавливаться, садиться на скамеечки, заходить в лавки. Места, отмеченные на карте, как значимые и особо интересные, на самом деле, не всегда такие, а среди не отмеченных можно посвятить много времени наблюдению за работой стекольщика, гончара или мастера по изделиям из кожи, попробовать вина, масла, пасты, шоколад и прочие вкусняшки в небольших магазинчиках. Ну, а мы, традиционно, нашли и купили красивущее блюдо :)
Удивило отношение ремесленников к своему делу, хотя ближе к вечеру их было уже не так много. Вот, например, стекольщик. Конечно, он занят этим весь день напролет и, наверное, не первый год, это должно утомлять, но... такая тоска во взгляде, замедленность и расслабленность движений... А прошла мимо помощница, что-то упало и разбилось - он не проводил фигурку даже взглядом и не вздохнул, вообще никак не отреагировал.
Обойдя на полтора круга всю деревню, мы устроились, чтобы скоротать время до приближения вечера. Вообще, Испанская деревня - самое, что ни на есть подходящее место для расслабления и ухода от мыслей и проблем. Особенно приятно прийти сюда из все-таки немного слишком шумной и современной Барселоны, чтобы окунуться в атмосферу, свойственную больше маленьким городкам или историческим центрам.
Да, Барселона - по-настоящему большой, современный город, к тому же переполненный русскими (туристами и людьми, работающими для туристов), в чем видится большой минус, но есть в ней то, ради чего однозначно стоит приехать, ну, или оказаться хотя бы проездом, хотя бы на день. Это, так называемый, волшебный фонтан Монжуик. Поначалу я скептически отнеслась и к такому названию, и к восхищенным отзывам, но, пусть прозвучит также странно и неубедительно: это действительно волшебство, магия, чудо! Теперь неудивительно, что вся лестница от MNAC-а и вся площадь у фонтана просто переполнены народом.
Расскажу поподробнее. Мы пришли на площадь, наверное, минут за сорок, людей уже было много, но оставалась прекрасная возможность занять стоячие место у самого-самого фонтана. Перед началом шоу кругом чувствуется напряжение и слышатся несколько раздражающие разговоры о том, что "начаться должно было уже 10 минут назад"; поверьте, то, что предстоит увидеть, стоит и часов ожидания, не то, что пятнадцати минут.
Поначалу несмелые всплески, короткие блоки, после которых фонтан снова выключают, еще нет ни музыки, ни подсветки, но вся площадь и все, кто разместился на лестнице, уже подняли головы: "Вот-вот, прямо сейчас все и начнется" Снова пауза. Но стоит расслабиться, как вот она, вкрадчивая мелодия песни Barcelona в исполнении Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, а к ее мощным финальным аккордам ты уже так глубоко погружен в действо, что забыл обо всем, что было в предыдущие годы жизни, и не думаешь, что будет дальше. Как будто есть и был в жизни только один этот момент, волной накрывший тебя с головой; и бегут мурашки, и становится немного страшно.
В определенный момент я поняла, что хотела бы стоять вот так и смотреть еще и еще, может, даже встретить рассвет у фонтана, а когда мы собрались уходить (чтобы добраться до дома, пока еще работает метро) говорила: "Давайте еще пять минут?" Но, скажу честно, чтобы сохранить ничем не испорченное, идеальное, целостное впечатление, надо наблюдать за волнениями толпы: как только люди начинают уставать стоять или смотреть, не поворачивая головы, они начинают в изобилии производить всякие отвлекающие действия, пик которых - фотографии на фоне фонтана, неважно, что вокруг есть и другие "зрители".
Живи я в Барселоне, я бы, конечно, не отказывала себе в удовольствии раз в иногда пойти и часик посмотреть на это поистине завораживающее зрелище, пока люди еще держат себя в руках.
Около одиннадцати-двенадцати мы спустились к площади Испании, где сели на метро и доехали до самого дома. Не сразу разобрались с покупкой билетов + было нереально душно, но в целом добрались быстро и легко, а на следующий день после пляжа и быстрой прогулки по округе пошли в Саграду Фамилию.
Билеты, конечно, купили заранее, через интернет: даже если в итоге очереди стоят не такие уж и длинные, заранее этого никак не предугадать. Саграда стоит несколько в стороне от центра (когда ее только начали строить, это место было чуть ли не за городом), а путь туда пролегает по обычным жилым кварталам.
На самом деле, еще когда мы проезжали мимо Саграды Фамилии на туристическом автобусе, она разочаровала меня своим внешним видом: хотя я и знала, что она еще не достроена, но почему-то представляла как-то по-другому. Если подойти ближе, можно разглядеть фасады, полные мелких деталей, сцен и весьма интересных, неожиданных персонажей, но и это меня не тронуло. Пока мы слушали крайне подробную экскурсию на аудио-гиде, я успела заскучать и подумать, что это не то место, которое я буду вспоминать. Однако, стоило нам толкнуть дверь и сделать пару шагов...
Это было нечто. Наверное, на какое-то время я лишилась дара речи.
При таком не жизнерадостном, даже немного мрачном фасаде обилие цвета и света внутри просто поражают. Витражи - вот первое, что я увидела, и только потом, присматриваясь, обратила внимание на каменные элементы, на колонны-деревья и все остальное. Вообще, это поездка в какой-то степени ознаменована для меня разного рода светящимся объектами и игрой солнечных лучей, но самое яркое воплощение, конечно, Саграда Фамилия. Не только свет через витражи привлекает внимание посетителя, но и стены, которые становятся цветными от этого света. В общем, что тут говорить, это надо увидеть и почувствовать самому, проникнуться и на мгновенье замереть.
Потихоньку подошло время подъема на башню. Перед походом я читала множество отзывов: "Обязательно поднимитесь хотя бы на одну башню", но, оказавшись там сама, не смогла оценить всю прелесть. Узкая лестница, по которой вниз меееедленно движется "очередь", из небольших окошек видно в основном леса или улицы вдалеке, иногда удается разглядеть что-то на фасаде или других башнях, но каких-то особо восхитительных видов нет. Уже ближе к низу башни можно также разглядеть зал с витражами, но, правда, через грязное стекло, а потом вы оказываетесь на там же чистом и светлом пространстве, откуда начали путь. Башня ну совсем не вызывает восторга и интереса, на мой взгляд, представляет не много.
Здесь мы снова зависаем, молча любуемся витражами, колонами, фигурами. Но время идет, надо двигаться дальше, и мы выходим со стороны фасада Смерти. Он куда лаконичнее своего "оппонента", проще, но эти образы очень точно передают идею и настроение, чем и воспользовался, вероятно, Гауди.
Еще один объект - школа для детей строителей при соборе, небольшое здание с волнистыми стенами и крышей. Туда тоже можно зайти и посмотреть фотографии и чертежи, а также посидеть за партами. Обратите внимание и на музей при соборе. В нем куда более широкая экспозиция, чем кажется из описания, и внимание акцентируется на технической стороне, как строился собор. Также есть множество макетов и иллюстрации для архитектурных "фишек", использованных когда-либо Гауди.
Выйдя за ворота Храма Святого Семейства мы отправились в сторону дома, но по пути заглянули в небольшую чуррочную. Чурросы там были не совсем привычные, что-то между трубочками и пончиками, но с начинкой и отменно-вкусные, а по соседству в уютном баре, рассчитанном на местных, можно было выпить самую вкусную и щедро смешанную сангрию из всех, что мы пробовали в Испании.
После короткого отдыха мы вышли из дома снова, на сей раз на концерт гитарного трио во Дворце Каталонской музыки. Именно здесь Поля смогла найти черту, за которую полюбила Испанию.
Следующий день был нашим последним днем в Барселоне, а также единственным пасмурным за эти три недели. Сначала мы хотели посвятить его поездке в Фигейрас, но передумали и отправились на смотреть на Барселону с высоты движения фуникулера.
Пришлось ждать больше часа, хоть мы и пришли к открытию и были первыми в очереди. Уехать от Барселонетты на гору можно только в полной кабинке, но обратно, если выждать, можно отправиться и в полном одиночестве.
Что касается впечатлений, визуально это не то, чтобы мощное зрелище, но сердце замирает, когда, проехав немного от начала, кабинка словно ухает в бездну под ногами коротким резким движением. А внизу мрачные серые волны. Ты не успеваешь испытать страх за этот миг, но внутри что-то само по себе обрывается. От этого не печально, нет, просто жизнь начинаешь чувствовать и понимать как-будто по-другому, хотя и это изменение не столь яркое и разительное, он не переворачивает все вокруг с ног на голову, уж точно.
Спустившись вниз, мы быстро добрались до пляжа, но были сильные волны, поэтому лишь немного покупались, вылетая с глубины на мелководье за буквально миг, а потом пешком возвращаясь обратно. Снова бродили по центру Барселоны, заглядывая в магазины и пытаясь восстановить некоторые из удалившихся фотографий. К четырем-пяти часам мы вернулись домой, чтобы зарегистрироваться на самолет, и после короткого отдыха вдруг услышали шум и музыку за окном. Оказалось: процессия гигантских кукол; мы быстро собрались и вышли смотреть. Но они добрались до площади, были выстроены в круг - на этом действо закончилось, мы же отправились ужинать на набережную, а чуть позже просто гуляли по ней в свете фонарей.
На следующий день, двадцать шестого, нам уже нужно было улетать, но перед тем, как сесть на автобус до аэропорта на площади Каталонии, мы попытались зайти на рынок - он оказался закрыт в воскресенье. Собственно, на этом наше пребывание в Барселоне, а также и в целом в Испании закончилось.
Говоря о Барселоне в целом, не могу не повторить снова про обилие русских туристов и туристов вообще. Если хотите в летнем отдыхе почувствовать экзотику заграницы, ну, или не хотите слышать на каждом шагу речь русских официантов, продавцов, или их же, выучивших что-то по-русский, то избегайте крупных городов вроде Барселоны и, скорее всего, Мадрида. Однако, есть ведь и люди, которым приятно встретить соотечественника - что ж, им, наоборот, не подойдут скромные и менее популярные города.
Еще скажу, что Барселона очень удобна для туристов-велосипедистов. На каждом шагу можно взять в аренду велосипед: подороже или подешевле, в специальном центре или на уличных стоянках - этот вид транспорта власти активно популяризуют среди местных. В принципе, такие услуги без проблем найдутся и в других городах, но здесь все наиболее явно и просто.
Возможно, лишний раз, но повторю про дороговизну Барселоны. В первую очередь, ее достопримечательностей. А хотя, к чему это? Ведь истинного желания увидеть город такие слова не остановят))
Что до меня, Барселона не показалась самым удивительным и интересным городом из всех, где мы были, но он ней, как впрочем и обо всем путешествии, я ни секунды не жалею :)
От того и атмосфера какая-то совершенно другая: тишину ощущаешь, спокойствие и какое-то глубокое понимания жизни, а, может, даже и мудрость?
После Кафедрального собора мы пошли на рынок Св. Катерины, его легко узнать по цветной изогнутой волнами крыше: очень уж хотелось посмотреть, тем более, что путь к нему от собора всего-то пару шагов.
Однако, сложно писать и говорить о третьем-четвертом рынке, после первого и второго. Впечатления угасают и вид становится привычным, даже повседневным. Ты смотришь уже не на аккуратные "пирамиды" из манго, персиков или помидоров, не на яркие цвета, слушаешь не столько болтовню посетителей и продавцов... даже пробуешь не все в охотку и покупаешь не все необычное и интересное. Внимание концентрируется теперь на других вещах: ценах, желании купить что-то конкретное, а не все, что красивого, нового увидел.
Появление привычки, очевидно, убивает романтику, но, к сожалению, оно неизбежно...
Кстати, о ценах. Можно сказать, что именно в Барселоне мясо и сыр покупать куда более выгодно, чем фрукты. Среди прочего мы нашли хороший хамон и дор блю по цене всего 10 евро за килограмм :)
Итак, случайно накупив сыра, хамона и всякой фруктовой экзотики, мы поняли, что зайти домой все-таки придется, но после этого сразу двинулись к новым приключениям - во Дворец Каталонской Музыки.
Пожалуй, это место я тоже отнесу к рекомендованным к посещению: его внутренняя и внешняя красота необъяснимы и неописуемы. Построивший его Доменик-и-Монтанер легко и беззаботно соединил старые техники с новаторскими идеями, расширил пространство и наполнил его волшебным светом. В витражах главного зала нашли отражение некоторые очень красивые Каталонские традиции, а в скульптуре - образы из легенд и из жизни самого Дворца. Но я, честно, не верю, что красота воспринимается лучше, если ее разделить на части, поэтому не хочу дробить впечатление от посещения Дворца по техникам, истории или другим параметрам.
Конечно, на следующий день мы не удержались и пришли сюда снова, на этот раз за билетами на концерт, но об этом позже, а пока...
После Дворца музыки мы немного побродили по улицам. На площади Каталонии у специальной стойки купили билет на Barcelona City Tour на два последующих дня. Стоит сказать, что это достаточно удобный способ знакомства с городом, особенно, если речь идет о большом городе вроде Барселоны. Экскурсия там, конечно, не такая подробная, как могла бы быть, но какая-то основная информация есть. Огромный плюс в том, что, во-первых, можно быстро попасть в далекие от центра достопримечательности, во-вторых, познакомиться вкратце с тем, что, возможно, и не привлекло внимания поначалу, или с какими-то не очень значимыми вещами, до которых вы просто поленились добираться. А минус, объяснимый, конечно, в том, что автобусы двух линий идут по заданному маршруту, но всегда только в одну сторону.
Есть и другая фирма, занимающаяся подобным развлечением туристов, но особой разницы в маршрутах, как и в ценах нет, и популярность одинаковая. Однако, лучше разобраться на месте, задать все интересующие вопросы и выбрать подходящее для себя.
А завтра с самого утра мы бодро сели на зеленую (восточную) линию автобуса и поехали, поехали мимо порта, мимо пляжей, мимо Саграды Фамилии к парку Гуэль. Сразу скажу, что в целом он нас несколько разочаровал: мы ожидали больше построек и, наверное, большую территорию, думали, что проведем в парке полдня и устанем за это время, но не успели и моргнуть, как вот уже обошли всё.
Но с другой стороны парк и обрадовал обилием птичек, экзотических и не очень. Не сразу распознаешь, откуда раздается их пение, но зато, если заметишь, то сможешь подойти достаточно близко и разглядеть этих красавцев, они совершенно не боятся людей и спокойно занимаются своими делами.
Итак, все постройки на территории парка входят в платную зону, куда посетителей запускают по времени, остальное пространство можно посетить просто так, но, скорее, с целью простой прогулки. Здесь можно побродить под пальмами и руинами аркады, посмотреть на птичек, подышать свежим воздухом, понаблюдать за весьма потешными побегами торговцев от полиции и потолкаться в толпе народа. В бесплатной части также расположен домик Гауди, в который надо покупать отдельный билет, однако, его экспозиция достаточно узкая и не рассказывает ничего нового или неизвестного о жизни архитектора (ничего такого, что вы могли бы не знать, придя сюда после знакомства с другими его шедеврами).
Но вот пробил час, и вы становитесь частью очереди в сердце парка. Его обход можно начинать с любой стороны, но основная масса народа направляется в сторону портика прачки и дальше вниз к главному входу в парк, откуда можно наблюдать прямо таки открыточный вид на лестницу. У самого входа расположены служебный павильон и домик привратника, в первом устроена сувенирная лавка, а во второй можно подняться, изучить вид изнутри, а также с разных этажей посмотреть на парк. Это один из примеров скромных и практичных, но не без определенной красоты жилищ, построенных Гауди; и пусть очередь в него вас не пугает: просто внутри так мало места, что находиться одновременно может всего около пятнадцати человек.
Углубляться по тропинкам в парк с этой точки неудобно, поэтому дальнейший путь ведет нас вверх по лестнице, которая в летние месяцы просто переполнена людьми, фотографирующимися то тут, то там и выстраиваются в импровизированную очередь к знаменитому фонтану-ящеру. И, если честно, старые черно-белые фото еще пустовавшего парка восхищают и радуют больше, чем красочно и в живую смотреть на эти толпы. Зато как приятно подняться в тень зала ста колонн: там тихо и прохладно, а, главное, люди прям пробегают мимо, не затормаживая ни на секунду. Что для меня странно, потому что игра света и тени, длинные ряды колонн, чередующихся как орнамент в калейдоскопе и загадочные фигуры на потолке - все это очаровывает и несколько расслабляет.
После зала мы направились в так называемый Австрийский сад, зону слева от лестницы, если смотреть на нее сверху. На этом небольшом пространстве с 1926-го года выращивались лечебные травы, ну а изначально оно, как и большая часть парка, должно было быть разделено на участки под дома.
Над залом ста колонн - центральная терраса, куда мы и пошли дальше.
Признаюсь, что в Испании не только познакомилась, но и начала искренне восхищаться техникой "ломанной" мозаики (тренкадис), которую активно использовал в своих работах Гауди, а также и многие другие архитекторы. Но именно здесь, в парке Гуэль, я нашла самое лучшее (пока) ее воплощение - так называемую, бесконечную скамейку на этой самой центральной террасе. В ней по-настоящему удивительно и непредсказуемо сплетаются воедино узоры, орнаменты, цвета. Где-то полностью собран рисунок одной плитки, где-то рядом расположились просто оооочень далекие друг от друга кусочки, но все вместе дружно поблескивают в лучах солнца и ослепляют яркостью цвета и вдохновляют дикостью сочетаний: можно легко угадывать фигуры животных, людей, построек в этих абстрактных фигурах, а это, однако, завлекает.
В общем, на том платная зона заканчивается, но можно прогуляться еще в парке, мы взобрались наверх к Белому дому и посмотрели на город с еще более высокой точки, а потом отправились на автобус. Кстати о Гауди, в Екатеринбурге мы нашли небольшой домик построенный в его стиле и чем-то даже похожий на дом Бальо. Ну, это так, на заметку :)
Итак, сев на автобус, мы поехали обратно к Кафедральному собору. Сейчас я не то, чтобы жалею, но иногда начинаю думать, что могло бы быть интересно посетить монастырь Тибидабо, но тогда мы единогласно решили не ездить туда. У Кафедрала мы вышли и быстренько сбегали во Дворец Музыки за билетами на концерт гитарного трио, а потом искали музей шоколада, который ухитрился так и не попасть нам на глаза. Ну что ж, нет так нет, решили мы и около триумфальной арки сели на автобус оранжевой (западной) линии. Целью было объехать всю вторую половину города и послушать экскурсию по ней, найти что-то интересное, что можно было бы вписать в план на следующий день.
Собственно, вместе с окончанием круга на оранжевом автобусе завершилась и наша прогулка в этот день.
Четверг начался для нас с моря, а потом, накупавшись вдоволь и зайдя домой, чтобы переодеться и подкрепиться, мы отправились к площади Колумба, чтобы снова сесть на западный автобус, но теперь уже действовать по четко составленному плану.
Первым делом мы вышли на смотровой площадке Мирамар, с разных сторон которой открываются виды Барселоны, ее порта, можно даже рассмотреть, пусть и не во всей красе, монастырь Тибидабо, а также поискать и другие известные достопримечательности или понаблюдать за движением фуникулера практически у тебя под ногами (что может звучать непонятно, если не увидишь сам).
После чего еще через три остановки - Музея Национального Искусства Каталонии (MNAC). Говорят, что само здание очень красиво, и есть смысл обойти его со всех сторон, но мы не нашли ничего интересного. С площадки перед музеем открывается вид на площадь Испании, но здесь, в Барселоне, она далеко не так хороша и интересна, как, например, в Севилье. Может, самое примечательное в этой площади то, что она является пересечением главных транспортных артерий города, но нам-то до того никакого дела нет :)
Но вот еще через остановку располагалась одна из главных целей этой нашей прогулки - Испанская деревня. Отзывы о ней в интернете весьма неоднозначные: одни говорят, что дух захватывает смотреть за работой мастеров-ремесленников, другие - что скучное зрелище скромных домиков их не воодушевляет. Я не отнесу свое мнение ни к той, ни к другой группе, потому что, хотя посмотреть было почти не на кого, деревня оставила очень приятное впечатление.
Что меня удивило в Испанской деревне, так это история ее рождения, похожая на историю постройки Эйфелевой башни. Всемирная выставка, Барселона, 1929, больше ста гектаров новых построек, среди них и деревня, которую планируют снести сразу, как выставка закроется. Но, что не понятно мне, Эйфелеву башню тоже хотели снести, но не сделали этого, так ведь на нее и сил ушло, наверняка, гораздо меньше: не надо было ездить около года по стране вчетвером, выискивать эти традиционные постройки разных веков, подбирать их так, чтобы получилась не просто куча зданий, а настоящая деревня с церковью, характерными улочками и всем прочим. Хотя, конечно, что я могу об этом знать и как могу судить?.. Вернемся же к самой деревне.
Сразу на входе вы получаете карту, по которой вначале кажется, что территория музея (если его можно так назвать) достаточно обширна, но очень скоро становится понятно, что обойти ее можно часа за два-три, не забывая при этом иногда останавливаться, садиться на скамеечки, заходить в лавки. Места, отмеченные на карте, как значимые и особо интересные, на самом деле, не всегда такие, а среди не отмеченных можно посвятить много времени наблюдению за работой стекольщика, гончара или мастера по изделиям из кожи, попробовать вина, масла, пасты, шоколад и прочие вкусняшки в небольших магазинчиках. Ну, а мы, традиционно, нашли и купили красивущее блюдо :)
Удивило отношение ремесленников к своему делу, хотя ближе к вечеру их было уже не так много. Вот, например, стекольщик. Конечно, он занят этим весь день напролет и, наверное, не первый год, это должно утомлять, но... такая тоска во взгляде, замедленность и расслабленность движений... А прошла мимо помощница, что-то упало и разбилось - он не проводил фигурку даже взглядом и не вздохнул, вообще никак не отреагировал.
Обойдя на полтора круга всю деревню, мы устроились, чтобы скоротать время до приближения вечера. Вообще, Испанская деревня - самое, что ни на есть подходящее место для расслабления и ухода от мыслей и проблем. Особенно приятно прийти сюда из все-таки немного слишком шумной и современной Барселоны, чтобы окунуться в атмосферу, свойственную больше маленьким городкам или историческим центрам.
Да, Барселона - по-настоящему большой, современный город, к тому же переполненный русскими (туристами и людьми, работающими для туристов), в чем видится большой минус, но есть в ней то, ради чего однозначно стоит приехать, ну, или оказаться хотя бы проездом, хотя бы на день. Это, так называемый, волшебный фонтан Монжуик. Поначалу я скептически отнеслась и к такому названию, и к восхищенным отзывам, но, пусть прозвучит также странно и неубедительно: это действительно волшебство, магия, чудо! Теперь неудивительно, что вся лестница от MNAC-а и вся площадь у фонтана просто переполнены народом.
Расскажу поподробнее. Мы пришли на площадь, наверное, минут за сорок, людей уже было много, но оставалась прекрасная возможность занять стоячие место у самого-самого фонтана. Перед началом шоу кругом чувствуется напряжение и слышатся несколько раздражающие разговоры о том, что "начаться должно было уже 10 минут назад"; поверьте, то, что предстоит увидеть, стоит и часов ожидания, не то, что пятнадцати минут.
Поначалу несмелые всплески, короткие блоки, после которых фонтан снова выключают, еще нет ни музыки, ни подсветки, но вся площадь и все, кто разместился на лестнице, уже подняли головы: "Вот-вот, прямо сейчас все и начнется" Снова пауза. Но стоит расслабиться, как вот она, вкрадчивая мелодия песни Barcelona в исполнении Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, а к ее мощным финальным аккордам ты уже так глубоко погружен в действо, что забыл обо всем, что было в предыдущие годы жизни, и не думаешь, что будет дальше. Как будто есть и был в жизни только один этот момент, волной накрывший тебя с головой; и бегут мурашки, и становится немного страшно.
В определенный момент я поняла, что хотела бы стоять вот так и смотреть еще и еще, может, даже встретить рассвет у фонтана, а когда мы собрались уходить (чтобы добраться до дома, пока еще работает метро) говорила: "Давайте еще пять минут?" Но, скажу честно, чтобы сохранить ничем не испорченное, идеальное, целостное впечатление, надо наблюдать за волнениями толпы: как только люди начинают уставать стоять или смотреть, не поворачивая головы, они начинают в изобилии производить всякие отвлекающие действия, пик которых - фотографии на фоне фонтана, неважно, что вокруг есть и другие "зрители".
Живи я в Барселоне, я бы, конечно, не отказывала себе в удовольствии раз в иногда пойти и часик посмотреть на это поистине завораживающее зрелище, пока люди еще держат себя в руках.
Около одиннадцати-двенадцати мы спустились к площади Испании, где сели на метро и доехали до самого дома. Не сразу разобрались с покупкой билетов + было нереально душно, но в целом добрались быстро и легко, а на следующий день после пляжа и быстрой прогулки по округе пошли в Саграду Фамилию.
Билеты, конечно, купили заранее, через интернет: даже если в итоге очереди стоят не такие уж и длинные, заранее этого никак не предугадать. Саграда стоит несколько в стороне от центра (когда ее только начали строить, это место было чуть ли не за городом), а путь туда пролегает по обычным жилым кварталам.
На самом деле, еще когда мы проезжали мимо Саграды Фамилии на туристическом автобусе, она разочаровала меня своим внешним видом: хотя я и знала, что она еще не достроена, но почему-то представляла как-то по-другому. Если подойти ближе, можно разглядеть фасады, полные мелких деталей, сцен и весьма интересных, неожиданных персонажей, но и это меня не тронуло. Пока мы слушали крайне подробную экскурсию на аудио-гиде, я успела заскучать и подумать, что это не то место, которое я буду вспоминать. Однако, стоило нам толкнуть дверь и сделать пару шагов...
Это было нечто. Наверное, на какое-то время я лишилась дара речи.
При таком не жизнерадостном, даже немного мрачном фасаде обилие цвета и света внутри просто поражают. Витражи - вот первое, что я увидела, и только потом, присматриваясь, обратила внимание на каменные элементы, на колонны-деревья и все остальное. Вообще, это поездка в какой-то степени ознаменована для меня разного рода светящимся объектами и игрой солнечных лучей, но самое яркое воплощение, конечно, Саграда Фамилия. Не только свет через витражи привлекает внимание посетителя, но и стены, которые становятся цветными от этого света. В общем, что тут говорить, это надо увидеть и почувствовать самому, проникнуться и на мгновенье замереть.
Потихоньку подошло время подъема на башню. Перед походом я читала множество отзывов: "Обязательно поднимитесь хотя бы на одну башню", но, оказавшись там сама, не смогла оценить всю прелесть. Узкая лестница, по которой вниз меееедленно движется "очередь", из небольших окошек видно в основном леса или улицы вдалеке, иногда удается разглядеть что-то на фасаде или других башнях, но каких-то особо восхитительных видов нет. Уже ближе к низу башни можно также разглядеть зал с витражами, но, правда, через грязное стекло, а потом вы оказываетесь на там же чистом и светлом пространстве, откуда начали путь. Башня ну совсем не вызывает восторга и интереса, на мой взгляд, представляет не много.
Здесь мы снова зависаем, молча любуемся витражами, колонами, фигурами. Но время идет, надо двигаться дальше, и мы выходим со стороны фасада Смерти. Он куда лаконичнее своего "оппонента", проще, но эти образы очень точно передают идею и настроение, чем и воспользовался, вероятно, Гауди.
Еще один объект - школа для детей строителей при соборе, небольшое здание с волнистыми стенами и крышей. Туда тоже можно зайти и посмотреть фотографии и чертежи, а также посидеть за партами. Обратите внимание и на музей при соборе. В нем куда более широкая экспозиция, чем кажется из описания, и внимание акцентируется на технической стороне, как строился собор. Также есть множество макетов и иллюстрации для архитектурных "фишек", использованных когда-либо Гауди.
Выйдя за ворота Храма Святого Семейства мы отправились в сторону дома, но по пути заглянули в небольшую чуррочную. Чурросы там были не совсем привычные, что-то между трубочками и пончиками, но с начинкой и отменно-вкусные, а по соседству в уютном баре, рассчитанном на местных, можно было выпить самую вкусную и щедро смешанную сангрию из всех, что мы пробовали в Испании.
После короткого отдыха мы вышли из дома снова, на сей раз на концерт гитарного трио во Дворце Каталонской музыки. Именно здесь Поля смогла найти черту, за которую полюбила Испанию.
Следующий день был нашим последним днем в Барселоне, а также единственным пасмурным за эти три недели. Сначала мы хотели посвятить его поездке в Фигейрас, но передумали и отправились на смотреть на Барселону с высоты движения фуникулера.
Пришлось ждать больше часа, хоть мы и пришли к открытию и были первыми в очереди. Уехать от Барселонетты на гору можно только в полной кабинке, но обратно, если выждать, можно отправиться и в полном одиночестве.
Что касается впечатлений, визуально это не то, чтобы мощное зрелище, но сердце замирает, когда, проехав немного от начала, кабинка словно ухает в бездну под ногами коротким резким движением. А внизу мрачные серые волны. Ты не успеваешь испытать страх за этот миг, но внутри что-то само по себе обрывается. От этого не печально, нет, просто жизнь начинаешь чувствовать и понимать как-будто по-другому, хотя и это изменение не столь яркое и разительное, он не переворачивает все вокруг с ног на голову, уж точно.
Спустившись вниз, мы быстро добрались до пляжа, но были сильные волны, поэтому лишь немного покупались, вылетая с глубины на мелководье за буквально миг, а потом пешком возвращаясь обратно. Снова бродили по центру Барселоны, заглядывая в магазины и пытаясь восстановить некоторые из удалившихся фотографий. К четырем-пяти часам мы вернулись домой, чтобы зарегистрироваться на самолет, и после короткого отдыха вдруг услышали шум и музыку за окном. Оказалось: процессия гигантских кукол; мы быстро собрались и вышли смотреть. Но они добрались до площади, были выстроены в круг - на этом действо закончилось, мы же отправились ужинать на набережную, а чуть позже просто гуляли по ней в свете фонарей.
На следующий день, двадцать шестого, нам уже нужно было улетать, но перед тем, как сесть на автобус до аэропорта на площади Каталонии, мы попытались зайти на рынок - он оказался закрыт в воскресенье. Собственно, на этом наше пребывание в Барселоне, а также и в целом в Испании закончилось.
Говоря о Барселоне в целом, не могу не повторить снова про обилие русских туристов и туристов вообще. Если хотите в летнем отдыхе почувствовать экзотику заграницы, ну, или не хотите слышать на каждом шагу речь русских официантов, продавцов, или их же, выучивших что-то по-русский, то избегайте крупных городов вроде Барселоны и, скорее всего, Мадрида. Однако, есть ведь и люди, которым приятно встретить соотечественника - что ж, им, наоборот, не подойдут скромные и менее популярные города.
Еще скажу, что Барселона очень удобна для туристов-велосипедистов. На каждом шагу можно взять в аренду велосипед: подороже или подешевле, в специальном центре или на уличных стоянках - этот вид транспорта власти активно популяризуют среди местных. В принципе, такие услуги без проблем найдутся и в других городах, но здесь все наиболее явно и просто.
Возможно, лишний раз, но повторю про дороговизну Барселоны. В первую очередь, ее достопримечательностей. А хотя, к чему это? Ведь истинного желания увидеть город такие слова не остановят))
Что до меня, Барселона не показалась самым удивительным и интересным городом из всех, где мы были, но он ней, как впрочем и обо всем путешествии, я ни секунды не жалею :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий